"Три шага" Манмохана Сингха по преодолению экономического кризиса в Индии

  • by Август 10, 2020

Д-р Сингх, который широко известен как архитектор программы экономических реформ Индии, а теперь является старшим лидером главной оппозиционной партии Конгресса, на этой неделе говорил с Би-би-си по электронной почте

Д-р Сингх, который широко известен как архитектор программы экономических реформ Индии, а теперь является старшим лидером главной оппозиционной партии Конгресса, на этой неделе говорил с Би-би-си по электронной почте. Пандемия коронавируса исключила возможность личного интервью, и доктор Сингх отказался от видеозвонка.

В ходе нашего обмена мнениями он изложил три шага, которые, по его мнению, правительство должно предпринять, чтобы остановить кризис и восстановить нормальную экономическую ситуацию в ближайшие годы.

  • Во-первых, правительство должно "обеспечить защиту средств к существованию людей и их расходную способность за счет значительной прямой денежной помощи".
  • Во-вторых, она должна обеспечить достаточный капитал для бизнеса посредством "программ гарантирования кредитов, поддерживаемых правительством".
  • В-третьих, она должна закрепить финансовый сектор посредством "институциональной автономии и процессов".

Экономика Индии уже была в муках замедления перед началом пандемии-ВВП вырос на 4,2% в 2019-20 годах, его самый медленный темп почти за десятилетие. В настоящее время страна постепенно открывает свою экономику после длительного и мучительного отключения, но будущее выглядит неопределенным по мере роста числа инфекций. В четверг Индия стала третьей страной, передавшей два миллиона дел Covid-19 .

Экономисты с тех пор предупреждали, что ВВП Индии в 2020-21 финансовом году, скорее всего, резко сократится, что приведет к худшей технической рецессии с 1970-х годов.

"Я не хочу бесцеремонно использовать такие слова, как "депрессия", - сказал доктор Сингх, но "глубокий и длительный экономический спад"был " неизбежен".

"Этот экономический спад вызван гуманитарным кризисом. Важно смотреть на это сквозь призму настроений в нашем обществе, а не просто экономических цифр и методов", - сказал он.

Д-р Сингх указал на консенсус, сформировавшийся среди экономистов по поводу экономического спада в Индии в номинальном выражении, "который, если это произойдет, станет первым в независимой Индии".

"Я надеюсь, что консенсус ошибочен", - сказал он.

Индия закрылась рано, в конце марта, чтобы предотвратить распространение коронавируса. Многие считают, что блокировка была поспешно выполнена и не предвидела исхода миллионов безработных рабочих-мигрантов из городов.

Доктор Сингх считает, что Индия делала то же, что и другие страны, и "возможно, блокировка на этом этапе была неизбежным выбором".

"Но шок и благоговейный трепет правительства перед блокировкой причинили огромную боль людям. Внезапность объявления и жесткость блокировки были необдуманными и бесчувственными", - сказал он.

"Чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения, подобные этой, Лучше всего решать на местном уровне местными администраторами и должностными лицами общественного здравоохранения с широкими руководящими указаниями Центра. Возможно, нам следовало бы гораздо раньше передать борьбу за Ковид-19 в руки государственных и местных администраций."

Будучи министром финансов, почти 20 лет назад, д-р Сингх возглавил амбициозную программу экономических реформ в 1991 году после того, как кризис платежного баланса почти поверг Индию в банкротство.

Кризис 1991 года был внутренним кризисом, вызванным глобальными факторами, сказал он. "Но сегодняшняя экономическая ситуация беспрецедентна по своей вездесущности, масштабу и глубине."

Даже во время Второй мировой войны "весь мир не был закрыт таким синхронным образом, как сейчас", сказал он.

В апреле правительство Нарендры Моди, возглавляемое БДП, объявило о стимулировании экономики на сумму $ 266 млрд (£212 млрд), включая ряд мер по ликвидности и реформ, призванных дать толчок экономике. Центральный банк Индии также ввел снижение ставок и мораторий на выдачу кредитов.

В условиях резкого падения налоговых поступлений экономисты обсуждали вопрос о том, как стесненное в средствах правительство сможет получить деньги для финансирования прямых переводов и предоставления большего капитала больным банкам и кредитов предприятиям.

Ответ, сказал доктор Сингх, был заимствован.

"Более высокие заимствования неизбежны", - сказал он. "Даже если нам придется потратить дополнительные 10% валового внутреннего продукта (ВВП), чтобы удовлетворить военные, медицинские и экономические проблемы, это должно быть сделано.

Он признал, что это увеличит соотношение долга Индии к ВВП, но если заимствование "может спасти жизни, границы, восстановить средства к существованию и стимулировать экономический рост, то оно того стоит", сказал он.

"Мы не должны стесняться заимствований, но мы должны быть осторожны в том, как мы используем эти заимствования", - сказал он.

В прошлом получение кредитов от многосторонних институтов, таких как МВФ и Всемирный банк, воспринималось как признак слабости экономики Индии. Но теперь Индия может "заимствовать с позиции силы, по сравнению с другими развивающимися странами", сказал д-р Сингх.

"Послужной список Индии как заемщика многосторонних институтов безупречен, и заимствование у этих институтов не является признаком слабости."

Многие страны решили печатать деньги для финансирования государственных расходов, чтобы преодолеть продолжающийся экономический кризис, и некоторые видные экономисты предложили то же самое для Индии. Другие высказывали опасения по поводу избыточного предложения денег, ведущего к инфляции.

Монетизация бюджетного дефицита непосредственно Центральным банком Индии была нормой до середины 1990-х гг. Индия, по словам д-ра Сингха, отошла от этой практики, чтобы обеспечить "финансовую дисциплину, институциональное отделение от Резервного банка Индии [Центрального банка] и правительства и обуздать нездоровые импульсы кажущихся свободными денег".

"Я знаю, что традиционный страх перед высокой инфляцией из-за избытка денежной массы, возможно, больше не действует в развитых странах", - сказал он. "Но для таких стран, как Индия, помимо издержек институциональной автономии Центрального банка, необузданное печатание денег может иметь сопутствующие последствия для валюты, торговли и импортируемой инфляции."

Д-р Сингх сказал, что он не исключает печатать деньги для финансирования дефицита, но "просто предлагает, чтобы барьер для этого был очень высоким и использовал его в качестве последнего средства, когда все другие варианты будут исчерпаны".

Он предостерег от того, чтобы Индия вслед за некоторыми другими странами становилась все более протекционистской, вводя высокие торговые барьеры и пошлины на импорт. Торговая политика Индии за последние три десятилетия принесла "огромные экономические выгоды не только верхушке, но и всем слоям нашего населения", сказал он.

Будучи третьей по величине экономикой Азии, Индия сегодня находится в гораздо более сильном положении, чем в начале 1990-х.

"Реальный ВВП Индии в 10 раз больше, чем в 1990 году, и с тех пор Индия вывела из нищеты более 300 миллионов человек", - сказал он. - Так что да, индийская экономика стала намного сильнее."

Но существенным фактором этого роста была торговля Индии с остальным миром. Доля мировой торговли в ВВП Индии за этот период выросла почти в пять раз.

- Индия сейчас гораздо более интегрирована с остальным миром, - сказал доктор Сингх. "Следовательно, то, что происходит в мировой экономике, окажет значительное влияние на экономику Индии. В результате этой пандемии мировая экономика серьезно пострадает, и это будет большой причиной беспокойства для Индии."

В конечном счете, никто еще не знает ни полного экономического воздействия пандемии коронавируса, ни того, сколько времени потребуется странам, чтобы оправиться от нее. Но ясно одно: она бросила вызов опыту даже таких опытных экономистов, как доктор Сингх.

"Предыдущие кризисы были макроэкономическими кризисами, для которых существовали проверенные экономические инструменты", - сказал он. "Сейчас мы имеем экономический кризис, вызванный эпидемией, которая вызвала страх и неуверенность в обществе, и денежно-кредитная политика как экономический инструмент противодействия этому кризису оказывается тупиком."